Царство Аллаха

В арабских летописях часто можно почитать нечто похожее на это: «Так гибнут царства земные. И только Царство Аллаха вечно»

Все рассказы, в которых говорится о падении одного государств и рождении другого, сопровождаются похожими изречениями о том, что в итоге везде будет Царство Аллаха. В качестве примера такого «Царства» приводят Халифат, как наиболее совершенная форма праведного государства. Именно Халифат, по мнению мусульман, будет жить всегда. Точно так же считали последователи Мухаммеда сразу после того, как он умер в 632 году. Но они вряд ли знали, что их потомкам придется разочароваться в этом.

Эпилог

Когда новоиспечённой мусульманской общиной руководил сам Мухаммед, то общину мало волновал вопрос о власти. Всё и так ясно — Аллах выбрал Мухаммеда, а значит он и есть законный правитель. Может благодаря помощи свыше, а может и чему-то другому, но в социально слабого Мухаммеда многие поверили. Хотя поначалу его соплеменники (Мухаммед был родом из племени курайш — одного из самых богатых и важных племён Аравии. Именно они правили Меккой — в те времена — языческим центром Аравии) и даже родственники (отец Мухаммеда принадлежал к знатному клану Хашимитов) пытались его убить. Это естественно. Человек живёт в самом важном городе полуострова, принадлежит к правящему роду, положение в обществе у него прекрасное, он прославился честным и порядочным человеком на всю округу, женился на богатой вдове, которая доверяла ему все свои богатства, вывозил товар караванами на экспорт (хотя мусульмане уверены, что пророк был неграмотен, однако трудно представить себе неграмотного человека со всеми теми качествами, перечисленными выше). Что спрашивается тебя не устраивало, что ты пошел против этой власти? Но видать на это у Мухаммеда были очень веские основания, иначе разумный человек, не стал бы рисковать тем положением, которое он имел, чтобы поднимать бунт из-за сомнительных планов на будущее.

Как бы там ни было, убить его не смогли. «Аллах защитил своего избранника» и он благополучно оказался в селе Йасриб. Именно с этого момента, который мусульмане считают самым важным событием после сотворения мира и началось летосчисление мусульман — Хиджра, что в переводе «Исход». До чего смог довести свой «Исход» Моисей нам известно. Взял ли Мухаммед пример с него или нет — недоказуемо, да и тема не об этом. Но по мнению мусульман, на тот момент Мухаммед о Моисее ничего не знал. Хотя странно, вроде история была по соседству и весьма нашумевшей. Но не будем отвлекаться.

С тех пор как Мухаммед сбежал в Йасриб и засел там, это село стало называться Мадинат расул Аллах («Город посланника Аллаха»), или, если покороче — Медина.

Именно здесь — в Медине, Мухаммед начал проявлять свои политические способности и поражать соплеменников этими доселе неизвестными им способностями. В кратчайшие сроки он смог сплотить большую часть мединцев и мекканцев в дружную общину. Первых он для удобства назвал Ансарами (т. е. «сторонниками»), а вторых Мухаджирами (т. е. «переселенцами»). Всех месте он стал называть Асхабами (т. е. «сподвижники»).

Первым делом Мухаммед заключил особый договор со своими новыми «подданными». В этом договоре был определён порядок жизни в Медине и были регламентированы права и обязанности граждан Медины, то есть нечто вроде гражданской конституции. Проведя еще пару других разумных политических мер Мухаммед превратил Медину во второй по силе и значимости город среди соседних городов, следствием чего стало то, что в 630 году Мекка ему полностью покорилась. Опустим подробности военных действий, как бы там ни было, Ислам поголовно приняли все, оставшиеся в живых мекканцы. При чем не только те, кто был нейтрален, но и те, кто еще недавно сражался против Мухаммеда и его ребят.

Среди «новых мусульман» оказались и члены богатейшего клана, который на протяжении многих лет правил городом — бану умаййа (т. е. «сыны Умаййи» — одного из родоначальников клана). Забегая вперёд скажу, что эта та самая семья, которая сыграла важную роль в истории Халифата. Позже их будут называть Омеядами. А пока, они только послушные ученики и верные слуги.

Самим арабам, а еще больше их главным противникам — иранцам и византийцам, такое быстрое распространение власти Мухаммеда и территориальное расширение созданного им Халивата казалось волшебным. Греки вообще были уверены, что диким кочевникам помогает Дьявол. Сами «дикари» считали, что им помогает Бог.

На самом деле Ислам сыграл огромную роль в успехах «дикарей». Взять хотя бы святую уверенность мусульман в том, что павшие в сражениях за победу Мухаммеда прямиком отправятся в Рай, в объятия девственных гурий. Более того, новый закон гарантировал каждому из воинов определенную долю добычи. При Омаре, например, не только воины, но даже члены их семей получали жалование и всевозможные пайки.

Эти «дети пустыни» были идеальными солдатами. Они с детства умели скакать на верблюдах и конях, стрелять из лука, владеть мечом. В пустынях им равных не было. На службу к пророку они приходили не по одиночке, а целыми кланами и группами. Еще до появления даже разговоров об Исламе, эти ребята служили во всякого рода вспомогательных армиях Рима и Византии.

Вот лишь пара имён: Халид ибн аль-Валид, Тарик ибн Зиййад, Муса ибн Нусайр… Это были искусные военачальники. Арабы также были очень хорошими учениками греков и в морском деле. А в это время иранцы и византийцы переживали не очень хорошие дни. Кризис и истощение войной друг с другом давали о себе знать.

Начало

Мухаммед всегда говорил о том, что он — «всего лишь человек», такой же как и все, слабый и смертный, просто избранный Богом. Но тем не менее, такое ощущение, что никто из сподвижников и думать не мог, что Мухаммед в один день умрёт. Иначе как объяснить их потерянность и последующие споры с определением следующего правителя. Неужели Мухаммед не сказал, как им стоит поступать в этом случае?

Тем не менее, такой черный для мусульман день все же настал. Июнь (или июль) 632 года. Перед сподвижниками пророка возник неизбежный вопрос: как руководить и обустраивать политическую жизнь общины, которая к тому времени превратилась уже в состоявшееся государство? И самое главное, кого поставить во главу этого государства?

После яростных споров решили всё же поставить во главу человека, который будет считаться заместителем пророка по государственным делам, по-арабски «халифа». А его правление соответственно — «халифат». Благо это слово давно уже было прижилось и было «на слуху». В том же самом Коране халифом называют и Адама, и Дауда, которых сам Аллах уже некогда ставил Своими заместителями-наместниками на земле.

Халиф должен был продолжать начатое Мухаммедом — быть имамом (предстоятель на молитве), амиром (главнокомандующим войсками) и вести прочие дела в общине. Проще говоря, он должен был сочетать светскую и духовную власть.

На тот момент, вроде бы, задача простая — Халифат был еще сравнительно небольшой территорией. При близком друге и тесте Мухаммеда — Абу Бакре (его дочь была любимой женой Мухаммеда), Халифат охватывал лишь территории Мекки и Медины. Столицей считалась Медина. Почему так мало? Потому что вольные бедуинские племена, признававшие раньше Мухаммеда, не хотели подчинятся другому человеку. Но Абу Бакр быстро умер, и уже Омар ибн аль-Хаттаб, которому Абу Бакр завещал правление, смог привести вольных бедуинов к подчинению, а их территории присоединить к Халифату. Именно под руководством Омара мусульмане стали действовать по другому. Первым делом они отняли у Ирана и Византии почти весь Ближний Восток.

Омар, был уже более опытным политиком, чем его предшественник. Именно он заложил основы госуправления в Халифате. Омар запретил разделять завоеванные земли между солдатами и их семьями, приказав оставлять эти земли в руках местных общинников, которые их «обрабатывали» до этого. Он только обложил население завоеванных земель налогом. А своим воинам он назначил фиксированную зарплату и пайки. Говоря современным языком, это была уже хорошо подготовленная наёмная армия.

Омар также не забыл и христиан с иудеями, которые жили на территории, завоёванной Халифатом. Им было разрешено исповедовать и дальше свою религию и даже жить по своим обычаям и под властью своих же старейшин. Но и им нужно было платить за свою безопасность. Плата называлась «джизья». В отличие от Мухаммеда и Абу Бакра, Ислам Омара отличался деловой трезвостью.

Зороастристам и прочим «не людям Книги» был назначен еще больший денежный налог, но тем не менее, земли он оставлял тем, у кого он их завоевал. Видимо история Александра Македонского до него каким то образом дошла. Кстати, многие из тех, кого Омар назначил местными управленцами, вскоре получили большое влияние в Халифате.

Абу Бакра мусульмане называли «халифа Расул Аллах» (наместник посланника Аллаха). Омара уже называли «халифа халифат Расул Аллах» («наместник наместника посланника Аллаха»). Но тут мусульмане додумались, что чем дальше, тем длиннее будет обращение и они постановили обращаться по титулу «амир ал-муминин» («повелитель верующих»). Это не было чем то новым. Сам Мухаммед уже называл так одного из своих доблестных воевод, отправив его в военный поход против язычников.

Перед тем как уйти из жизни, Омар отдал приказ назначить некий особый совет («шура»), который должен был состоять из самых авторитетных членов общины. Этот совет должен был выбрать нового амира. И он выбрал. Не особо церемонясь, совет выбрал новым правителем Османа (644 — 656), который был представителем того самого клана Омеядов. Осман был тестем Мухаммеда и одновременно его зятем — Мухаммед женился на дочери Османа, а за Османа выдал сначала одну из своих дочерей, а потом, когда та умерла — другую.

Среди главных заслуг Османа — составление Корана. Именно он дал приказ создать канонический сводный текст Корана. Все остальные записи с айатами, которые изготовили до этого, Осман приказал собрать и сжечь, якобы чтобы не было путаницы в накопившихся рукописях и расхождениях в них.

Но с другой стороны, Осман отличался неподобающим для владыки качеством — безволием. Именно в период его правления до власти дорвались многочисленные родственники Османа, воспитанные в Мекке во времена язычества и склонные к роскоши. Они требовали для себя должности в тогда уже крупной державе, и Осман с радостью эти должности раздавал.

В мае 656 года в Медину приехала делегация от войск в Египте, Басре и Куфе, которые требовали прекратить это безобразие. Фактически, они осадили дом Османа, в то время как остальные «крутые» мусульмане решили ни во что не вмешиваться. В итоге, делегация, у которой к тому времени уже появились сторонники из местных недовольных, ворвались в дом Халифа и убили его. Согласно преданиям, Осман в это время мирно читал Коран, на который и пролилась его кровь. После этого, «победители» по примеру римских преторианцев, посадили на престол своего человека. Им стал очередной родственник Мухаммеда — его двоюродный брат и одновременно зять — Али ибн Абу Талиб.

Именно Али было суждено сыграть самую роковую роль в истории пока еще не мировой религии Ислам. Именно из-за разговоров вокруг его персоны произошел первый и самый крупный раскол в Исламе, трещина от которой не срослась по сей день.

Кто самый главный мусульманин?

Далеко не все обрадовались тому, что новым правителем избрали Али. Кое-кто из «крутых» считал, что «любимец солдат» на самом деле большой лицемер. По его мнению, Али лишь на словах отмазался от убийц Османа, а старика и не думал защищать. Началась обычная политическая борьба за власть.

Первую партию своих врагов, одной из которых была любимая жена Мухаммеда и дочь Абу Бакра — Аиша, Али быстро победил, хотя и обошлась ему эта победа в немалую кровь. Но вот со следующим врагом — наместником Сирии Муавийа ибн Абу Суфйаном он справится не смог. Муавийа был из того самого рода бану умаййа, и был близким родственником Османа. Он также являлся сыном одного из самых главных врагов Мухаммеда — Абу Суфйана. Скорее всего от последнего он и унаследовал ум и изворотливость в такого рода делах.

Муавия объявил Али виновным в убийстве Османа. Начало следующего противостояния было поставлено. Две огромные армии мусульман сошлись на поле боя в июле 657 года. Равнина Сиффин. правый берег реки Евфрат. Участок между Сирией и Ираком.

Поначалу всё шло для Али более менее удачно, но в какой-то момент Муавийа велел своим воинам наколоть листы Корана на копья и поднять в воздух. Бой сразу прекратился, так как портить листы Священного Писания Али не мог. Как только Али согласился на третейский суд, который предложил Муавийа, от него сразу же откололось 12 000 человек, которые сочли поступок Али трусостью и позором. Так образовалась первая в истории Ислама «секта», которых назвали «хариджиты» — т. е. «повстанцы».

На суде Муавийа опять обхитрил Али. Али в свою очередь сильно разозлился и не стал идти ни на какие уступки и принимать какие-либо условия. После этого события обе стороны стали готовиться к очередному противостоянию.

Пока Али разбирался со своим противником и строил планы на будущее, против Халифа пошли уже хариджиты. Однако они потерпели поражение. Обидевшись на весь белый свет, хариджиты решили отомстить обоим, по их мнению, нечестивым правителям — и Али, и Муавийи. В стиле современного терроризма хариджиты организовали два покушения. Но… то ли по воле Бога, то ли еще по каким то причинам, Муавийа от покушения не пострадал. А вот четвёртому халифу повезло меньше. 661 год. Утро. Город Куфа. Мечеть. Смертельная рана, нанесённая мечом, стала последней раной Али.

Куфа в то время была столицей Халифата. Но любимого кузена похоронили за городом. Позже там образовался населённый пункт — Неджеф. Сегодня — главная святыня мусульман шиитов. Шииты полагают, что после того, как Мухаммед умер, особая благодать от Аллаха, которая была на нём, не ушла вместе с ним, а передаётся по мужской линии потомков Али. «Обычно» эта благодать передаётся старшему сыну. Этих людей называют имамами. Последний из таких имамов не умер. Он скрылся во времени. Шииты очень надеются и ждут, что однажды он придёт и «наполнит мир добром и справедливостью». Слово «шииты» происходит от слова «шиа» («общество сторонников»). «Сторонники» до сих пор считают, что реальная власть на земле — Халифат, должен принадлежать потомкам Али.

Сунниты, естественно, во всё это, магко говоря, не верят, а касательно власти утверждают, что халифом может стать любой соплеменник Мухаммеда — курайшит.

После смерти Али, его старший сын аль-Хасан отрекается от престола, тем самым облегчив доступ к престолу для Муавийа, который объявляет себя халифом в Дамаске (Сирия), который в этом же году стал центром Халифата.

На этом завершилась так называемая «Эпоха Четырёх». Четыре праведника. Впрочем, шииты считают владыкой только Али и его сына, одновременно называя их предшественников узурпаторами, которые отняли власть у Али.

Омейады

Итак, VII век. Власть в Халифате принадлежит одному из самых великих деятелей арабской истории. Добившись власти Муавийа не стал преследовать родственников или сторонников Али. Он попытался их подкупить разными дарами и добрым отношением. Это вообще был очень хитрый (в хорошем смысле этого слова) человек. Так же обходительно он вёл себя со всеми остальными племенами и даже с иноверцами, в частности с христианами, за что и заслужил добрую память о себе в чужеземных записях.

Муавийа автор одного из важнейших нововведений. Это он впервые установил власть по наследству, объявив еще при жизни, своим наследником сына — Йазида. Влиятельным и состоятельным мусульманам было велено присягнуть ему. Возможно, такому принципу правления Абу Суфйан научился на примере византийцев.

Однако, наследники не оправдали надежды папаши. Спустя время в Халифате начали появляться недовольные правлением и вообще засильем арабов. Дело в том, что значительная часть населения неарабского происхождения потихоньку набирала обороты и становилась всё влиятельнее. А арабы, по своей извечной привычке, высокомерно называли мусульман-неарабов «мавали». Это слово, которое арабы, в бытность свою дикими бедуинами, использовали, чтобы называть рабов и других людей с ограниченными правами. А между тем, многие из этих «мавали» служили в халифском войске, но не получали зарплаты, в отличие от чистокровных. Плюс, все неарабы облагались налогом и от этого чувствовали себя еще более ущемлёнными.

Короче, неудивительно, что начались разговоры о правах народа. Особенно накалённой обстановка была в Хорасане. Это провинция Халифата, которая занимала большую часть Ирана и еще большую Средней Азии. Переехавшие туда арабы уже смешались с местными и потеряли всякий интерес к военным делам. Их даже уже не призывали в войско, а значит и зарплату получать им было неоткуда. Так что вместе с хорасанскими аборигенами, эти иранизированные арабы «шли на поклон» к местным. Из-за их такого поведения, арабы, которые воевали и временами приезжали в Хорасан, обращались с соотечественниками так же, как и с инородцами.

На фоне всего происходящего, этот период запомнился еще одним, пожалуй самым трагическим фактом. Ночь на 10 день месяца Мухаррам, 680 года, Хусейн, сын халифа Али и внук Мухаммеда, провел в молитвах. Вечером того дня он уже написал завещание. В лагере стоял плач детей и женщин. Остальные готовились к утру. Вот уже 10 дней Хусейн с небольшим отрядом, из которых лишь 72 были способными сражаться мужчинами, а остальные — женщины и дети, в основном родственники Хусейна, стоял в окрестностях Кербелы против войска Омейадского халифа Йазида.

Хусейн был в Мекке, когда до него якобы дошла весть, что Йазид готовиться убить его. Чтобы избежать осквернения Каабы, Хусейн за день до совершения паломничества, покинул Мекку и направился в сторону Куфы. До этого события Хусейн договорился с куфийскими вождями о том, что те окажут ему поддержку. Вместе с Хусейном было 18 мужчин из его рода и 54 его последователя. Чтобы не подвергать опасности свои семьи, они взяли своих женщин с собой и даже полугодовалый сын Хусейна был с ними. Возможно Хусейн рассчитывал на месяц Мухаррам, который по Корану был запретным для любого вида противостояний. А возможно, он рассчитывал на поддержку сторонников убитого отца, которые в свою очередь тоже были недовольны Омейадами. И казалось бы при такой ситуации опасаться было нечего. Поэтому они договорились встретиться в Куфе.

Но главнокомуандующий войсками Йазида — Омар ибн Сад, не стал дожидаться пока Хусейн доедет до Куфы. Он вышел со своей армией навстречу и встретил отряд Хусейна в местечке Кербела. Первым делом Омар перекрыл для людей Хусейна доступ к воде. А затем договорился с жителями Куфы, которые впоследствии отказались помогать Хусейну. После этого Йазид приказал Хусейну сдаться, признав власть халифа. Хусейн отказался и оказался в окружении армии Йазида.

Кое какое время отряд держался. Даже свадьбу племянника Касыма, невеста которого была вместе с ними, успели сыграть. Но чем дальше, тем хуже обстояли дела. Воды не было. Всех мучала жажда. Был даже эпизод, когда у одной из женщин родился ребёнок и не было ни капли воды для омовения.

Ночь. Запретный для военных действий месяц Мухаррам. Десятое число. Хусейн собирает своих людей и, освобождая их от всех клятв верности, приказывает им покинуть лагерь. Несмотря на то, что все до единого понимали, что бой будет последним, никто не покинул лагерь. Утром следующего дня отряд Хусейна встал в строй против войска Йазида. Некоторое время выжидали. У одних не было никаких сил, чтобы сражаться, другие просто переминались с ногу на ногу — шутка ли, убить внука самого Мухаммеда. Тем не менее, бой начался. По версии шиитов, первая же выпущенная стрела попала в шестимесячного сына Хусейна и отсекла ему голову…

Это был не бой. Это была резня. Это был один из самых позорных эпизодов в истории Ислама. Мужчинам отрубали головы и конечности. С женщин срывали одежду и драгоценности. Детей отнимали у матерей. На теле мертвого Хусейна было свыше 30 колотых и свыше 30 резанных ран. Его тело было втоптано в грязь копытами лошадей. Отрубленную голову внука пророка послали Йазиду в Дамаск.

С тех пор 10-ое число месяца Мухаррам считается у шиитов днем траура. В мусульманском календаре этот день называется «Ашура» и посвящается памяти Хусейна — мученика.

На этот момент в Исламе было уже три мученика. По суннитской традиции — это Омар (убит в 644 году), Осман (убит в 656 году) и Али (убит в 661 году). Единственным халифом, который умер собственной смертью был Абу Бакр. Шииты чтят только Али и его детей с их потомками, которых называют «имам», то есть «глава общины».

Проповедь Мухаммеда, так и не принесла мир вечно враждующим племена Аравии. Но на этом проблемы Халифата не закончились.

Омейядов не любили и хариджиты, и шииты, и даже сословие знатоков религиозного канона — алимов, которые считали, что Омейады искали на земле не божей благодати, а погрязли в грехах и роскоши. По мнению последних, государство перестало быть Халифатом в полном смысле этого слова.

Ситуация стала еще более критической, когда к лагерю недовольных примкнули потомки дяди Мухаммеда — аль-Аббаса. Именно благодаря этому клану сформировалось еще одно религиозное течение — аль-Хашимиййа. Возглавлял её Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн аль-Аббас (умер примерно в 740 году). Аль-Аббас стал посылать своих ребят, среди которых были как арабы, так и мавали, во все провинции.

Незадолго до смерти главаря, Аббасиды решили, что пора действовать. Сторонники Аббасидов подняли открытое восстание в Хорасане, которые очень скоро перекинулись на Ирак. В 749-ом году, в той же самой Куфе, был объявлен первый халиф новой династии. Им оказался старший сын Мухаммеда ибн Али — Абу-аль-Аббас, которого позже прозвали ас-Саффахом.

Тем временем последний из Омейядов — Марван ибн Мухаммад изо всех сил пытался подавить бунтовщиков. Но, с одной стороны его преклонный возраст, а с другой стороны факт того, что многие из его сторонников отказались ему помочь — решающее сражение Марван проиграл, после чего убежал в Египет, где и был убит.

Добравшись до власти, Аббасиды устроили неслыханную даже по тем временам жестокую расправу над Омеййадами.

Аббасиды

Придя к власти, эти ребята первым делом расправились с прежней. По традиции тех времён, большую группу Омейадов пригласили на пиршество и банально перебили. Омейадов уничтожали повсеместно. Убивали во сне, преследовали на главных путях, топили в море. Почти ни один из них не выжил, а из тех, кому… то ли по воле Бога, то ли как то иначе удалось выжить, больше всех запомнился Абд ар-Рахман — внук халифа Хишама, который сбежал в аль-Андалус (Иберия), где основал независимое от Халифата княжество. Правил он там вплоть до самой смерти — 788 года, до последнего дня скучая по родной Сирии. На новом месте его так и прозвали «Пришелец».

Но на физическом истреблении новые правители не остановились. Уничтожалось всё, что хоть как то о них напоминало. Разорили даже могилы. А чтобы унизить Омейадов в глазах потомков, в последующих трудах их подвергали всяческим осуждениям. Хуже всех к ним относятся сегодняшние фундаменталисты. Пожалуй единственными, кто хоть иногда вспоминает их добрым словом, являются сами сирийцы, которые даже сегодня расскажут вам с сожалением, что при Омейадах, столица была в Дамаске и город процветал. В принципе сирийцы после истребления Омейадов, еще долго не могли прийти в себя. Они даже ожидали пришествия какого-то «праведного Суфйанида».

Но если быть объективными, то именно при потомках Муавийи арабский Халифат достиг своих максимальных размеров. По тем временам, Халифат превосходил по территории Римскую и Китайскую империи. Если учесть, что по тем временам никто не мог сравнится с этими империями, то можно представить себе то, что сделали Омейады. Именно при них началась исламизация завоёванных стран. Так что та картина арабского мира, которую мы видим сегодня на картах — «заслуга» Омейадов. А при Аббасидах влияние арабов пошло на спад.

Фактически, начало конца Ислама положили именно Аббасиды. Уже второй по счёту аббасидский халиф — младший брат ас-Саффаха — аль-Мансур (умер в 775 году), в открытую назначал на посты «мавали», в основном из иранцев. Дошло до того, что иранцев стало больше, чем своих родственников, а не то что арабов в общем.

Дальше — больше. При амире аль-Мутасиме (833 — 842) формируются элитные войска, которые состоят в основном из тюрков-невольников — мамлюки — именно так их называли. Для них даже нечто вроде военного городка строят — в Самарре. По моему не нужно обладать даром пророчества, чтобы предсказать, что вскоре такие нововведения закончились для династии плачевно. Халиф аль-Мутаваккил пал жертвой гвардейского заговора в 861 году.

Дальнейшая судьба аббасидов была еще более плачевной. Арабы всегда отличались изощрённой жестокостью. Сначала аббасидов сделали марионетками в руках у своих вооружённых слуг. Потом их даже не убивали, а ослепляли и посылали в специальное место в Багдаде. Там они и доживали свои дни. Один слепой, другой глухой. Иногда в этом месте встречались бывшие соперники по борьбе за власть.

Но перемотаем чуточку назад. Вначале правители новой династии показывали силу и уверенность. При каждом удобном случае они первым делом подчеркивали настоящий мусульманский характер власти, построенный на стремлении восстановить принципы времён пророка. А в реале, если говорить языком нашего века, то «вертикаль власти» построили по принципам «ненавистной» Сасанидской державы.

Хотя зороастрийский Иран прекратил своё существование, его государственное устройство негласно продолжало действовать и даже считалось образцово-показательным. Именно от этого устройства Аббасиды переняли величественный дворцовый ритуал, который продолжался до самого последнего дня Халифата. Такой вид управления гарантировал священный трепет даже в том случае, когда центр власти был ослаблен.

Уже в начале VIII века своеобразный город-резиденция, который построил аль-Мансур — Мадинат ас-Салам (около Багдада) превращается в
полноценный восточный «мегаполис» с множеством мечетей и богатых особняков. Это был центр ремёсел, различных искусств, торговли, литературы, наук. Это было время расцвета арабских городов. засверкала Басра, пришла в себя Александрия, Кайуран в Тунисе, Дамаск в Сирии, города Средней Азии. Если сравнить всё это великолепие Востока (не исключительно арабского, а уже послеарабского периода) с жизнью Европы того времени, то это «небо и земля»

Борьба за власть

Экономический и культурный расцвет отдельных городов огромной империи оказался несовместимым с политикой центра. На местах появляются уже наместники, которые настолько сильны, что превращаются в независимые государства лишь «на бумажках» признающие власть Аббасидов. Например, с одними из них — Ихшидидами — халиву даже пришлось воевать.

В начале 910 года сначала в Магрибе, а позже в Египте власть захватывают Фатимиды — шииты, которые утверждали, что ведут род от дочерей Фатимы — супруги Али. Сами же Фатимиды первыми нарушают формальный запрет и объявляют себя халифами.

Эти самозванцы правили около двухсот лет. То, что Каир превратился в крупный центр Ислама заслуга именно Фатимидов. Но одновременно они подали пример многим другим, одним из которых были Омеййады, засевшие в Андалусии. Эти считали, что у них больше всех оснований претендовать на титул. И в 929 году Абд ар-Рахман III становится новым халифом.

Начиная примерно с 1000 года подобная канитель начинается и на востоке державы. Некие сельджуки — турки-огузы стали «отрезать» от империи немаленькие куски Средней Азии и Ирана. Одним из первых правителей был Тогрул-бек, который принял титул султана. Вскоре титул «султан» был прочно закреплён в общемусульманский обиход. Позже богословы растолкуют это слово как «высшее светское звание, подаренное халифом». В итоге, исламский мир раскололся на светскую и духовную власть. Востоковед Бартольд даже пошутил, что мол у мусульман появился «багдадский Папа».

Пока халифы развлекались в Багдаде, сельджуки пошли дальше. Между 1071 и 1081 годами — всего 10 лет — сельджуки отобрали еще большую часть Малой Азии, правда — уже у византийцев.

Сегодня уже не секрет, что именно нашествие сельджуков сыграло одну из главных ролей в истории этих мест. Прямые потомки Сельджука организовали ряд государств, главным из которых стал султанат Великих Сельджуков и Конийский султанат. Первый из них некоторое время владел даже Багдадом.

Во всём этом бардаке больше всех страдали Аббасиды. Их это откровенно унижало. Правда, аль-Мустакфи II (1136 — 1160) пытался как-то сохранить хотя бы иракские земли, и может тогда династия Аббасидов смогла бы восстановить своё могущество. Но… то ли по воле Бога, а то ли еще как то, но планы на будущее свелись на нет одним разом.

1258 год. Войска внука Чингис-хана — Хулагу, добрались «до сердца Халифата». Монгольский хан разорил Багдад, а халифа убил. По традиции тех времён, хан вырезал также всех до единого родственников халифа. Видимо Аббасидов настигло проклятье Омейадов.

И опять же, то ли по воле Бога, то ли еще как, но законная династия Багдада прекратила своё существование. Но говорить о гибели всего Халифата пока рано. Наследие Мухаммеда кое как смогли защитить те самые мамлюки, которые окопались в Египте. Тем временем, оставшиеся без духовного главы сунниты решили воспользоваться освободившимся местом.

Султан аз-Захир ар-дин Байбарс — умелый полководец и хороший дипломат объявил халифом какого-то человека, который чудом уцелел во время резни в Багдаде. Этот тип утверждал, что принадлежит к клану Аббасидов. Думали не долго. Новичку дали имя аль-Мустансир, а самого Байбарса богословы объявили вождем мусульманского мира. Стало понятно, что о светской власти халифов можно забыть. Государственные дела полностью зависели от мамлюков, но верующих это не особо заботило — у них был свой Глава.

Турецкий марш

Спустя некоторое время, а именно в XVI веке, в «Царстве Аллаха» взошло «новое солнце». На развалинах Конийского султаната, который был разграблен монголами, образовался новый.

Османское государство (по имени основателя Османа, который умер в 1299 году), было построено по тем же принципам. То же самое пренебрежительное отношение к иноверцам, тот же самый метод организации войск, двора, финансов и так далее. Всё то же самое, что и в старом Халифате. Шли годы, и это «солнце» светило всё ярче и ярче. В 1517 году даже Египет принадлежал Османам. Это сделал Селим Грозный, который до этого арестовал последнего из Аббасидов и везде возил его с собой, хвастаясь тем, что ему служит сам халиф. Позже этого бедолагу-невольника отправили в Каир, где он умер в одиночестве, а «знаки достоинства» халифа — перстень, посох и плащ, которые в своё время принадлежали Мухаммеду и остальным повелителям верующих — навсегда остались в Стамбуле. Их и сегодня можно увидеть в музее, который некогда принадлежал Султану.

О Халифате начали уже забывать, когда начиная с середины XVIII века власти Османской Империи начали вспоминать о священных регалиях и подгонять к этим регалиям идеологический тезис — теперь султан одновременно был и халифом всех суннитов. Отмазались тем, что последний аббасидский халиф добровольно отказался от престола в пользу османского.

Весть о том, что османский султан стал халифом, очень быстро распространилось почти во всех арабских землях, которые были подвластны Османам. Египетские учёные XIX века рассказывая события «новой истории» упоминали о времени «халифов из Османского дома». Тогда же уже среди всех без исключения мусульман, даже среди тех, что были под властью западных держав, разлетелась весть о том, что всем мусульманам нужно объединиться под властью законного правителя мусульман.

Но и на этот раз, мечты остались лишь мечтами. Началась новая пора перемен. Закончилась Первая Мировая и после националистическая революция в Турции в 1922 году, султанская власть прекратила своё существование. Спустя еще два года пала и халифская власть, которая к тому времени была уже чисто формальной.

Для исламского мира это был сильный шок, от которого мусульмане приходили в себя последующие 6 лет. В 1930 году появились религиозные организации, которые поставили перед собой цель восстановить первоначальную чистоту исламской цивилизации в виде праведного вселенского Царства Аллаха. Именно тогда на Западе эти движения стали называть фундаменталистскими.

Важным пунктом этой идеологии было и есть восстановление абсолютной власти халифов Империи Аллаха. Их учения говорят, что пост халифа не может быть наследственным, и что его занимать должен лишь достойнейший, на подобии Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Этой идеей даже сегодня воодушевлены десятки тысяч людей. И даже в нашей стране есть такие.

(зелёным цветом обозначены сунниты, бордовым — шииты, синим — ибадиты; полная версия)

Кто такие сунниты и шииты более менее ясно. Ибадиты — это течение, которое отличается как от первых двух. Это, скажем так, более мягкая форма хариджитов, о которых шла речь выше. Возникли в VII веке в Ираке и вели борьбу против Халифата, впоследствии создав имаматы в Северной Африке.

Сунниты (800 млн), шииты (96 млн) и ибадиты-хариджиты (3 млн) — сегодня главные три течения в исламе. Но Ислам раздроблен на множество других течений, краткую информацию о которых можно найти по ссылке: religion

Память об Империи Аллаха всё еще сохраняется и местами даже торжествует в сердцах верующих. Может быть настанет тот день, когда это Царство снова всплывёт наружу. А пока…

—————————————————-

Тема обсуждалась на портале Disput.az

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: