Мифы vs. Религии


I. Книга Берешит (Бытие)

— История о создании мира (главы 1-4)
— История о потопе и о пророке Ное (главы 5-7)
— «Книга родословий человека» (главы 10-11)
— Жизнь Абрахама, его сына Исаака, внука Иакова, и правнука Иосэфа (главы 10 — 50)

Сама по себе Книга очень разнородная по жанру и по масштабу событий. Начинается с фантастического рассказа о создании всего мира, потом приводится относительно локальный рассказ о поселении Адама и Евы в «междуречье». После чего рассказывается о всемирном потопе, перечисляются народы средиземноморья и ближнего востока в «Книге родословий» и рассказывается о семье Ноя и его потомках.

На основании подчеркнутого (разные жанры и масштабность: ВСЯ Вселенная, ОТДЕЛЬНО Земля, область междуречья и ВСЕГО одна семья) можно предположить, что книга Берешит — это сборник ранее независимых произведений, позже объединенных в одну книгу?

II. Потоп

В XIX веке ассириолог Джордж Смит открыл и перевёл «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее из известных литературных произведений

В этом эпосе содержится миф, который очень похож на библейский вариант потопа. Главный герой Ут-Напиштим рассказывает Гильгамешу о всемирном потопе и о своем спасении, которого он добился с помощью богов.

Не только Шумеры, но и многие другие древние культуры сохранили свои варианты рассказов о потопе. Они есть у Греков, Ацтеков, Инков, Японцев, и даже у Полинезийцев. То есть, скорее всего, потоп действительно был на всей планете.

Но из всех описаний потопа шумерское интересно тем, что в деталях повторяет библейское.

В шумерском мифе, также как и в Библии:
— потоп длился 7 дней;
— Ут-Напиштим спасся в ковчеге;
— трижды выпускал птиц чтобы узнать не спала ли вода;
— шумерский ковчег пристал к горе страны Урарту (в Библии «Урарат» это в греческом переводе «Арарат». Греки вообще часто сильно искажали иностранные слова).
— по окончании потопа богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья в знак того, что потоп больше никогда не повторится. В Библии Яхве говорит: «…и не будет уже потопа на опустошение земли. … Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением завета между мною и землей» (Быт. 9:11-13).

Единственная разница между текстами только одно: в шумерском мифе Ут-напиштим берет с собой «семя всякой жизни» (возможно семена растений, а возможно и «семя жизни» в ином понимании, например ДНК), а в Библии Ной берет всех животных по паре. Первое действие более менее реально, второе не очень, хотя и осуществимо.


III. Суббота

Шумеры считали каждые 7, 14, 21 и 28 дни весенних и осенних месяцев особо неблагоприятными для полевых работ, и в эти дни отдыхали. Каким образом они делали свои вычисления неизвестно. Этот обычай позже перешел в Вавилон. Там эти дни называли «Шабату». Видимо от них уже перешло к иудеям.


IV. Рай

У иудеев нет понятия Рая. Это «изобретение» христианства. Но в Библии речь идет о вполне земном саде, а не о небесном Рае: «И насадил Яхве сад Эден на востоке, и поместил в нем человека которого создал… Из Эдена выходила река для орошения сада и потом разделялась на четыре реки. Имя одной реки Фисон. Она обтекает всю землю Хавила, ту где золото… Имя второй реки Гихон. Она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель. Она протекает перед Ассирией. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:8-14)

«Библейский рай, несомненно, расположен в Месопотамии, ибо в нем берут начало четыре реки, из которых две — это Евфрат и Тигр» (Зенон Косидовский). Также считают и многие другие.

Кстати, «Эден» на иврите бессмысленный звук. Самое близкое по звучанию слово — это «Эдем» — переводится как «приятный»

У Шумер, которые жили на этой территории примерно 2000 лет до иудеев, есть очень похожий миф о райском саду на земле. Шумерский сад назывался Тильмун, и был южнее Междуречья на островах Бахрейн, где все вечно блаженствовали, и никто не старел. Там «… не крался на мягких лапах свирепый лев. Дикий пес не знал как схватить козленка …» .

В этом саду жила богиня чистоты Нинсикила. От бога Энки она родила несколько дочерей, но позже, за то, что Энки съел ее детей-растений и плюс за супружескую измену наслала на него 8 болезней. Позже она пожалела мужа и пришла его лечить. Кроме того, у Энки болело ребро, и дочь Нинти, чье имя означает «женщина из ребра» вылечила его. Другое значение имени Нинти — «женщина, дающая жизнь». То есть, «Hинти» может означать «женщина из ребра» и «женщина, дающая жизнь». Возможно, древнееврейские племена заменили Hинти Евой, так как Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь». Но второе значение Hинти («женщина из ребра») каким то образом сохранилось в памяти евреев и передавалось следующему поколению.

Еще несколько схожих деталей.
— миф про Энки говорит, что познание добра и зла ставит человека на один уровень с богами и дает ему бессмертие;
— Энки и его жена Нинсикила покинули сад Тильмун, и в нем поселился некий благочестивый старец;
— образ Змея, связанный с растением вечной жизни. В шумерском мифе, один из богов, не желая, чтобы Гильгамеш получил бессмертие, принял образ змея и вырвал у Гильгамеша растение жизни.

Сравним с Библией:

Адам жил в саду с Евой «дающей жизнь» и «сделанной из его ребра». Он был наказан за поедание плодов растения познания. Это растение было связано с вечной жизнью: «Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло. А теперь как бы он не простер свою руку и не взял бы также от древа жизни, и не стал бы жить вечно!» (Быт. 3:22). По окончании истории Адам и Ева были изгнаны из Эдена, и бог поставил у ворот архангела-стража сада.


V. Законы

Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются «МЕ» — «Правила». В одном из мифов названо более ста «МЕ», из которых удалось прочесть меньше половины. Здесь есть такие понятия как правосудие, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. – все, так или иначе связанное с общественной жизнью. Некоторые считают что «МЕ» — это «Божественные правила».
«Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества» (Википедия)

Сравним «Кодекс Хамурапи» с заповедями Книги «Вэелле Шемот» («Исход»)

Кодекс Хамурапи: №21 — Если человек сделал пролом в доме (другого человека), (то) перед этим проломом его следует убить и закопать.
Вэелле Шемот: 12:1 — Если кто застанет вора при подкапывании и ударит его так, что тот умрет, то кровь не вменится ему.

Кодекс Хамурапи: №124 — Если человек дал на хранение (другому) человеку серебро, золото или что бы то ни было при свидетелях, а затем он это отрицает, (то) этого человека должны изобличить и все что он отрицал, он должен удвоить и отдать.
Вэелле Шемот: 12:6 — Если отдаст кто серебро или вещи ближнему на сохранение, а они украдены будут из дому его, то если найдется вор, пусть он заплатит вдвое.

Можно поискать и найти еще немало общего между мифами и авраамическими религиями. Скорее всего предки иудеев старались сохранить в своих священных книгах наиболее древние истории, дошедшие до них самих, но позже литературно-идеологически обработанные и дошедшие до нас уже в том виде, в котором сегодня можно почитать в самом последнем варианте — Коране.


VI. Сотворение мира

В Библии все началось с сотворения мира богом Элохим (или Яхве). Он сотворил мир двумя противоречивыми способами, которые приводятся в Бытии один за другим.
1) Элохим создал небо и землю, и дух его витал над водами. Потом за 7 дней Элохим создал все существующее в мире, растения, животных и человека.
2) Сначала Яхве сотворил человека, и только потом всех животных ему в помощь и пользование.

Дальше. После двух этих «историй» о сотворении мира, текст Библии (Бытия) так и идет двумя линиями, которые попеременно сменяют друг друга. В одной действует Элохим, в другой — Яхве. (Элохист и Яхвист)

Скорее всего когда-то это были 2 независимых рассказа, которое после объединили в одно и Яхве с Элохимом не были одним и тем же персонажем.


VII. Боги

Имя «Элохим» — это множественное число от «Эл» — бог. Иудеи считают слово «Элохим» библейской формой единственного числа, потому что оно везде сочетается с глаголами в единственном числе. Но…
1) Из Ветхого Завета известно, что после Моисея еврейская религия была политеистической почти целый век;
2) Элохим говорит об Адаме в раю: «Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло».
3) «Велик Яхве, вознесен он над всеми Элохим…» (Псалмы 94);
4) «Велик Яхве и достохвален, страшнее он всех Элохим…» (Псалмы 95)

То есть, Элохим — это не один бог, а несколько. Иначе говоря «Элохим» — это «боги»

Справка: В 20-ом веке нашей эры в северной Палестине были обнаружены развалины города Угарит, который был сожжен Вавилонянами в 17-ом веке до нашей эры. Угарит был столицей царства, а его народ принадлежал к семье семитских народов.

В Угарите главного бога звали Илу и представляли его как праведного седого старика. Илу сидел на троне, поддерживаемом керубами (херувимами). Его имя в языках семитской группы звучало как Эл, Элим, Илум, Аллах.

У него также были эпитеты: «Творец всех созданий», «(Бог) Создатель богов», «Вечный отец», «скачущий на облаке» и часто его представляли в образе могучего быка. Жену его звали Ашера.

У него был брат — Дагану — податель рыбы. Дагану родил сына Балу — подателя дождя и росы, громовержца и воителя. Основным подвигом Балу была его победа над каким-то драконом Латану (или Раав), а каждодневным занятием — война со своим братом Муту — богом жары и засухи. Из табличек Угарита известен своеобразный обряд поклонения Балу, в котором царь исполнял ему ритуальный танец перед торжественной процессией.

Иудеи, которые пришли в Палестину почти через 400 лет после падения Угарит, перенесли многие черты Илу и Балу на бога Яхве:
— его также представляли и в образе старика с белой бородой, который сидит на облаке, или в виде могучего быка;
— вторым именем Яхве было Элохим. Имя этого бога «Ил» вошло в состав многих еврейских имен: ДаниИЛ, МихаИЛ, СамуИЛ, ИЛия и имена всех архангелов;
— Яхве обладал теми же эпитетами: «Творец всех созданий» (Быт. гл.1), «скачущий на облаке» (Пс. 68, 104), «Бог богов Яхве» (пс.49).
— жену Яхве также звали Ашера!!! (не может же быть, чтобы это была та же, но во втором браке)
— псалмы неоднократно повторяют, что Яхве главнее Элохимов (наверху я уже дал цитаты);
— Яхве представляли в образе могучего быка, также как и Илу (IV книга царств и II книга Паралипоменон). Иудейский царь Иеровоам произвел религиозный раскол, установив поклонение золотым тельцам в Вефиле (Бэйт Эле) и Дане. Позже этот образ перестал почитаться как облик Яхве, и его стали запрещать.
— о ритуале поклонения Яхве II книга царств говорит: «Давид плясал изо всей силы перед лицом Яхве, и Давид был одет в льняной эфод». Дальше рассказывается, что уже в те времена значение этого ритуала никто толком не понимал, даже дочь царя Давида. То есть обряд был очень старым.
— Библия говорит, что раньше евреи поклонялись Дагану и Балу (Дагону и Баалу)
— После установления единобожия у Яхве появились черты похожие на Баала, например, он совершает главный подвиг Баала: «В тот день поразит Яхве мечем своим тяжелым, и большим и крепким Левиатана (или Левиафана)» (Ис. 27:1). Один из псалмов дает намек на то, кем мог быть Левиафан у угаритян: «…Яхве, восседающий на драконе потопа»
— в мифе о борьбе Балу с богом смерти Муту богиня Анату побеждает Муту: «Она схватила сына Илу, Муту, мечом разрубила его, сквозь сито просеяла его, огнем опалила его, на мельнице смолола его, на поле посеяла его. Останки его — да! — поедают птицы…». Сравним с Книгой Исхода, где Моисеем уничтожает золотого тельца: «И взял он тельца, которого они сделали, и обжег огнем, и разбил его, пока он не измельчился, и рассыпал по воде, и дал пить сынам Израиля» (32:20), или во Второзаконии Моисей говорит: «А ваш грех, который вы сделали, я взял и обжег его огнем, и разбил его вдребезги, хорошо, пока он не измельчился в прах, и бросил его прах в реку, текущую с горы» (9:21)
— в угаритских храмах среди прочего было вылитое из бронзы «море» для ритуального омовения царя. Такое же «море» было и в храме Яхве построенного царем Соломоном (3 книга царств (7:23-26))

Вывод: евреи были также хорошо знакомы с религией (или мифологией) Угарит.

IX. Глина

Мифы Шумер и Вавилона
Примешай к сути глину от основания Земли, что чуть вверх (на север) от Абзу, и приспособь его в формочку с сутью. Я представлю хорошую, много знающую, юную ануначку, которая доведет глину до нужного состояния. Энки, Бог очищавший «напишту», сидя рядом с ней (Нинти), подсказывал ей. После того, как она произнесла свои магические формулы, она взялась за глину. Судьбу новорожденного изречешь ты; Нинки запечатлит в нем образ богов, и то, чем он станет, будет «Человек»

Мифы Индейцев Америки(Пополь-Вух)
Так давайте же попытаемся создать послушных, исполнительных, почтительных существ, которые бы кормили и поддерживали нас… Из земли, из грязи сделаем человеческую плоть, чтобы появились существа, которые взывали бы к нам, молились бы нам


X. История Адама

В некоторых шумерских текстах Адапу (прообраз Адама) называют отпрыском Энки. Он опекал Адапу и относился к нему как к сыну. Адапу не отправили в копи, а поместили рядом с обителью анунаков в Эдемском саду.

Энки (главный «ученый» среди богов) передал Адапе многие знания анунаков, даже научил его пользоваться своим летательным аппаратом и доверил ему делать это самостоятельно. Однако Адапа оказался недостаточно осторожным и допустил аварию. Это стало известно Ану (правитель богов). Он страшно рассердился на Энки за то, что тот передал важные знания анунаков человеку. Энки оправдывался тем, что Адапа не обычный человек, что он обладает выдающимися умственными способностями. Но это не смягчило Ану, напротив, навело его на мысль о наказании: подарить Адапе бессмертие и назначить его на место Энки, если тот обнаружит на испытаниях перед Советом достаточные способности. Адапа должен был самостоятельно прибыть на летательном аппарате на заседание Совета в Небесах, что, возможно, было первым его испытанием. Энки опасался возможного решения Совета богов: сделать Адапу бессмертным и поставить на его место. Для того, чтобы это не случилось, он дал Адапе совет:

Если тебе предложат одежду, надень ее. Если тебе предложат масло, соверши помазание, соверши его. Если тебе предложат хлеб, откажись. Это смерть. Если тебе предложат воду, откажись. Это вода смерти.

Предупреждение Энки было явно лживым: если бы совет богов решил уничтожить Адапу, то не стал бы делать это тайно, им некого было бояться. Дальнейшие события развивались следующим образом: прибывшие с Земли на Собрание Энлил и Энки заняли свои места рядом с Ану, Ану отругал Энки за то, что он открыл Адапе сверхсекретные сведения: «Почему Энки раскрыл ничтожному человеку План Небес-Земли, сделав его выдающимся (среди людей), и изготовил для него Shem?»

Проэкзаменовав Адапу, Ану и Совет двенадцати быстро поняли, что человек знает очень много. Они не стали винить его в повреждении крыла «Южного Ветра» посчитав, что в этом виноват, прежде всего, Энки. Ану и Совет были впечатлены способностями Адапы настолько, что предложили ему отведать «хлеба жизни» и «воды жизни». Адапа, помня о наказе Энки, отказался. Ану настаивал, но Адапа, опасаясь отравиться, продолжал отказываться. Ану был обескуражен и раздосадован такой реакцией. «Почему, Адапа, ты не ешь хлеб жизни?» В конце концов, Ану это надоело, и он сказал: «Адапа, ты отказался есть хлеб жизни. Возвращайся на Землю и умирай»

Ничего не напоминает?


XI. Fuente Magna

Это сосуд, напоминающий чашу для питья, был найден случайно крестьянином в окрестности озера Титикака, Боливия.

Fuente Magna — сосуд каштаново-коричневого цвета с гравировкой внутри и снаружи. Кроме зоологических мотивов и антропоморфных фигур на нем выгравированы символы и знаки, вполне определенно образующие какую-то надпись.


Изучение надписи на чаше привело их к следующим выводам:

1. Мы имеем дело с артефактом, который был создан в соответствии с месопотамской традицией.
2. Он содержит два текста, один клинописью, а другой на Семитском языке, возможно, синайской ветви под влиянием клинописи.
3. Согласно использованным символам, мы можем иметь дело с артефактом, который, очевидно, демонстрирует принадлежность к переходному периоду между идеографическим письмом и клинописью.
4. Хронологически это приводит нас к 3500-3000 гг. до н.э, Шумеро-Аккадскому периоду.

Лингвист поддержал все выводы кроме принадлежности языка к семитской группе, так как клинопись использовалась не только в семитских языках, но и во многих других. Перевод надписи на чаше, по версии лингвиста, который посчитал ее своеобразной «смесью» шумерской клинописи и прото-шумерских символов, звучит так:

Приближение к будущему поддержано большой защитой Великого Ниа. Божественный Ниа устанавливает Чистоту, устанавливает Радость, устанавливает Праведность. Это благоприятное пророчество для людей, стремящихся к чистоте и праведности для всех, кто ищет его. Используй этот талисман, чтобы получить при пророчестве замечательный совет в храме. Справедливая святыня, помажьте святыню, помажьте эту святыню; вождь присягает чтобы установить чистоту, благоприятное пророчество и установить праведность. Жрец раскрывает замечательный свет для всех, кто желает благородной жизни.

Исследуя Fuente Magna, эксперты обратили внимание на каменный монолит двухметровой высоты — идол Покотиа. Статуя покрыта в нескольких местах символами, которые поражали сходством с символами на Fuente Magna. Но если чашу долгое время считали подделкой, то в происхождении идола никто не сомневался — он явно относился к раннему периоду культуры Тиауанако.

Перевод надписи на идоле:
Огласите откровение Оракула человечеству. Объявляется что потомок Путаки является уважаемым свидетелем. Действует закон теперь, чтобы посылать дальше пророчество, чтобы лелеять знание. Оцените культ. Все явитесь свидетелями божественного указа. Распространите дальше предсказание, чтобы уловить слово оракула, чтобы ясно дать понять идеальную норму для проживания, как руководство для человечества. Граждане являются свидетелями в пользу этого человека, дающего мудрость для всего человечества и распространяющего пример хорошей праведности. Действительно.

Главное слово » действительно » не рискнули перевести как «аминь».


XII. Атрахасис

В этом древнем писании даны обстоятельные объяснения причин сотворения человека богами: «Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд богов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил»

Далее следует описание бунта богов против своего лидера Энлиля, который привел к совету с участием отца богов Ану, на котором бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение: «Пока здесь присутствует Богиня Рождения, пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть снимет бремя труда с богов»

Эту богину звали Нинти («женщина, созданная из ребра» или «женщина, дающая жизнь»). Вот как описывается работа Нинти по созданию человека: «Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины; семь из них она положила справа, семь отложила слева. Между ними положила форму. Мудрая и ученая Богиня… вызвала порыв дыхания жизни. Они создавались парами. Они создавались парами в ее присутствии. Эти создания были людьми, созданными Богиней-Матерью»

Эти новые существа называются в шумерских текстах LU, что в буквальном переводе означает «смешанные» (я вернусь к этому вопросу в ближайшей теме)

Библейская последовательность происхождения человечества
В начале Бог сотворил Адама («человека»), а из ребра его Хавву («жизнь»). Хавва родила двух сыновей: Каина («кузнеца») и Авеля («пастуха»). Каин убил Авеля (примечательно, что большинство, если не все посланники, в тот или иной момент своей жизни были пастухами), и Хавва родила еще одного сына Сифа взамен Авеля. От Сифа пошел род, в котором родился праведник Ной. От Каина пошел некий другой род, расселившийся к востоку от Междуречья.

Потом Бог наслал на землю потоп, после которого выжил только Ной с семейством. От сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета произошли все народы Средиземноморья, Палестины, Египта, Междуречья и Аравии. Устная традиция иудеев добавляет к ним и все другие народы мира.

Еврейский народ по легенде произошел от Сима. В роду Сима через несколько поколений родился Абрахам, почитаемый иудеями также, как и Ной. Абрахам вышел из города Ур (устье реки Евфрата) и прошел до северной Палестины. Потом он спустился на юг вдоль Иордана, а оттуда прошагал до Египета.

Абрахам родил сыновей Ишмаэля и Исаака. Ишмаэля (Измаила) считают своим прародителем племена арабов, Исаака — евреи.

Исаак родил сыновей Иакоба и Исава. Иакоб даже боролся с Богом (Яхве), не узнав Его. За что получил от Бога новое имя — Ишраэль (буквальный перевод «победит бог»)

Любимый сын Ишраэля — Иосэф был продан братьями в рабство в Египет. Однако Иосэф в Египте быстро поднялся и даже стал править страной. В конце жизни он уехал из Египта и вернулся обратно в Палестину.

Это вкратце все, что известно об истории евреев до прихода к ним Моисея.

Дело в том, что книга Бытия по времени написания отделена от последнего события описанного в ней (путешествия Иосэфа) минимум 4-5 веками. Это можно вычислить по названиям стран, которые упоминаются в Бытии — они соответствуют первой четверти I тысячелетия до н. э. Например, город Ур назван городом Халдейского царства, а границы «земли обетованной» совпадают с территорией Иудеи при царе Соломоне, который правил в X веке до н. э. Также, в Бытии много раз говорится, что патриархи катались на верблюдах. Но верблюдов одомашнили в Палестине не ранее XIV-XIII веков до н. э.

Другие источники

Во II тысячелетии до н. э. существовала на Ближнем Востоке страна Мари.

Между Мосулом и Дамаском есть холм называемый арабами Тэль-Харири. Французский археолог Андре Пуаро при раскопках холма случайно обнаружил статуэтку с надписью: «Я Лами-Мари царь Мари…». Он заинтересовался и вскоре раскопал руины царского дворца сожженного вавилонянами в XVII веке до нашей эры. Во дворце им были найдены обширные царские архивы.

Сопоставление названий некоторых городов-государств и народов Мари с именами родственников Абрахама дало следующую картину:


Вывод:
Патриархи возможно были не людьми, а народами или городами, которые происходили один от другого (на иврите имена людей и народов пишутся одинаково). Например, на стелле в городе Карнак (начало XV века д н. э.) Тутмос III, велел выбить, что он завоевал в Палестине две местности: Иосэф-эль и Иакоб-эль. Под женами патриархов, вероятно, подразумевались местности, находившиеся у них в подчинении.

Если смотреть с такой точки, то «Книга родословий» подробно указывает, какие народы и в каких связях были с племенем Абрахама, Иакова, Исава от берегов Испании и до Ирана (возможно до Индии).

В Бытии также описывается путешествие Иосэфа в Египет и его жизнь там в течении примерно 110 лет. Более того, он стал там правителем. А это очень похоже на упоминающееся в древнеегипетских хрониках нашествие с востока племен Гиксосов, которые правили Египтом тоже примерно 110 лет (!!!) (1650 — 1540 гг. до н. э).

Город Аварис, в котором Иосэф поднялся на трон, это — столица Египта во времена Гиксосов. Скорее всего Иосэф и Гиксосы были одним и тем же племенем. По крайней мере, реальный человек Иосэф никак не мог занять в Египте важный руководящий пост, так как к управлению страной в те времена иноземцы не допускались.

Странно и то, что Египтяне (что для них очень не характерно), не сохранили никаких письменных свидетельств относящихся к этому периоду, как будто хотели стереть память о господстве захватчиков. Еще более странно, что и Книга Бытия не сохранила имя фараона, который оказывал Bjc’ae очень много услуг. На Библию это не похоже — имена лиц, помогавших евреям, упоминаются всегда!!


XIII. Книга Вэелле Шемот (Исход)

Главы 1-15: рассказ о том, как Моисей вывел народ евреев из Египта
Главы 16-18: краткое описание походов по Синайской пустыне
Главы 19-23: законы
Главы 24-30: устройство Скинии завета
Главы 31-34: полу законы полу разссказы
И остальная часть книги опять про устройство Скинии завета

Скорее всего, чередование произошло по причине использования (совмещения) трех различных книг:
1. Книга исхода евреев из Египта
2. Книга законов
3. Книга устройства Скинии завета

Как получилось, что построение текста такое сложное для чтения? В богослужениях такие крупные фрагменты за один прием не читаются. И ведь намного легче создать что то типа системы ссылок, чем переформировывать все писание. Иначе будет много ошибок.

Рассыпать и перепутать еврейские рукописи по страницам, чтобы потом неправильно собрать невозможно, потому что это непрерывные свитки пергамента. Зато возможно, что после смерти Моисея кто-то специально захотел изменить его учения и для этого намеренно переставил части книг, возможно, добавив среди них свои собственные. Для такой цели перепутывание отдельных частей книг — идеально подходит.

«Сам народ евреев (главное действующее лицо) играет в повествовании второстепенную роль. В мифах и легендах это явление встречается крайне редко. Следовательно, исход очень вероятно действительно имел место быть» (И. Ш. Шифман «Ветхий завет и его мир»)

Для начала, есть кое что непонятное. А именно:
— Все физические действия совершает только один Моисей
— Все теоретические — Моисей вместе с Аароном

«И возгорелся гнев Господень на Моисея, и он сказал: разве нет у тебя Аарона брата левита? Я знаю, что он может говорить… Ты будешь ему говорить, и влагать слова в уста его, а я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас что вам делать. И будет говорить он вместо тебя народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо бога» (Исх 4:14-16)
«И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израиля. И пересказал Аарон все слова которые говорил господь Моисею, и сделал знамения перед глазами народа. И поверил народ. … и преклонились они и поклонились» (Исх 4:29-31)

То есть Бог говорил Моисею, Моисей Аарону, а уже Аарон передавал людям («а ты будешь ему вместо бога»), то есть Аарон был типа пророком Моисея, а дух Яхве проявлялся в нем в способности говорить от Моисея.

Маленькое племя и такая конструкция — это странно. Почему каждый еврей не мог спросить Моисея непосредственно? Ведь в Библии не говорится что Моисей не хотел или не мог говорить с людьми. Это ведь не было большим государством, чтобы жрецы или правители обращались к людям через посредников.

Версия:
Через несколько столетий после смерти Моисея к евреям пришел Аарон и сказал, что он пророк, который будет говорить от имени Моисея и после парочки «знамений» стал духовным лидером этого народа. Со светской властью он конфликтовать не стал и существовал параллельно. Потом Аарон передал свои функции сыну, тот своему сыну, и так далее (Книга Иисуса Навина). То есть — основал жреческую династию.

Дальше, чтобы подтвердить версию Аарона были подправлены священные Писания, так, что Аарон даже оказался братом Моисея.

Возможно, исправление книг сделали не раньше чем через 5 — 6 поколений после смерти Аарона, то есть минимум через 200 — 300 лет после его смерти, когда уже мало кто помнил точно его родословную.


XIV. Другая история Моисея

Сам образ Моисея окружен мифами и легендами. Одна из них говорит о том, что мать Моисея положила ребенка в корзину, замазала дверцу и пустила плыть по спокойной реке. Корзину нашла дочь фараона и Моисея усыновили.

Теперь посмотрим историю аккадского царя Саргона I, который жил на тысячу лет раньше Моисея. Вот что писал Саргон о себе: «Я, Саргон, могучий царь Аккада. Моя мать была бедной, отца я не знал. Брат отца живет в горах. Мой город Азупирану, который расположен на берегу реки Евфрат. Родила меня мать втайне, положила в ящик из тростника, заделала дверцу и отправила по течению, которое было не сильно» (skeptically.org)

Мифы о царях, которых пустили плыть по реке в корзине или ящике существовали и у других народов. Например у римлян была легенда о Ромуле и Реме.

Версия:
Скорее всего, люди просто объединяли образы наиболее древних героев, которых уже никто не помнит, с новыми (современными) героями.

Дальше, в военное сословие Египта со стороны попасть невозможно было, а (если верить Книге Исхода) Моисей был принцем, и военный статус у него уже был. Судя по описываемым поступкам, Моисей был интеллектуально и духовно развитым человеком. Не всякий смог бы возглавить народ, дать ему закон, сделать из людей, которые привыкли подчиняться фараону армию и создать систему самоуправления на будущее. В Древнем Египте такой человек имел полное право потребовать высокую должность в жреческом сословии. Почему Моисея туда не допустили и устроили какой-то спектакль с фокусами? И даже когда он вроде бы прошел этот экзамен, ему отказали.

Есть еще один не совсем понятный момент. Согласно Библии Моисей перед смертью заключил с народом евреев какой-то договор (завет). Но содержание договора Библия везде обходит стороной, хотя сам факт существования договора значится в Библии много раз.

1. Какой смысл постоянно повторять про договор и ни разу не дать содержание этого договора?
2. Зачем какой-либо договор вообще был нужен Моисею?

И еще один непонятный момент: законы (из Книги Исхода) написаны для оседлого народа, занимающегося земледелием. А во времена Исхода, евреи были кочевниками и скотоводами. Почему Моисей (если это его законы, а не переделанные после его смерти) будучи среди кочующего народа, который занимается скотоводством пишет законы, которые больше подойдут для оседлого народа, который занимается земледелием? Если он писал законы с расчетом на будущее, каким образом придерживались этих законов люди, которые были рядом?

На счет закона, возможно следующее объяснение: Моисею нужно было царство не столько для себя лично, сколько для воплощения в жизнь какой-то сверхзадачи. Если верить Книге Иисуса Навина, Судей и Паралипоменон, то народ Моисея почти всегда воевал и первые столетия, когда евреи пришли в Палестину «расширение владений» была главной задачей.

Но если бы Моисей хотел только завоеваний, как любой другой завоеватель, то он спокойно мог обойтись без какой-либо новой идеологии и религии. Хватало того, чтобы он создал сильную армию. А вот если люди станут воевать во имя Бога (или во имя какой то идеи связанной с Богом), то его задачей было установление для своего народа нечто вроде «правильного порядка» или «закона» (божьего, естественно). Если понадобится, то силой оружия. Нечто похожее воплотили в жизнь мусульмане, после смерти Мухаммеда.

Если, Моисей хотел добиться успеха для этой великой идеи, то в этом случае предсмертный договор с евреями на самом деле нужен.

На счет всяких чудес.
1. Чудеса в Египте:
Пока Моисей был в Египте, он сотворил несколько чудес из которых 10 бедствий, якобы за то, что фараон отказался отпускать евреев: вода в Ниле превратилась в кровь, нашествие жаб, мошкары, оводов, саранчи, язва, воспаления с нарывами, град, «тьма над Египтом», смерть всех первенцев.

После этих бедствий евреи, перед уходом, обокрали египтян. Фараон погнался за ними, но евреи перешли море, а войска фараона утонули там, где евреи перешли. Это то, что нам известно из Писаний.

Большая часть этих чудес-бедствий, вовсе не чудеса, а просто бедствия, которые реально случались в Египте. Например, нашествия саранчи, оводов, и мошкары. Весной Нил размывает большое количество красной глины и вода становится красной, похожей на кровь. Град в Египте выпадает очень редко (раз в сто лет), но выпадает. «Тьма египетская» скорее всего вихрь сирокко, который поднимает песок вверх и на самом деле закрывает солнце.

Единственное из чудес, которые на самом деле пока не получается объяснить — это море, которое «расступилось»

Но, возможно описания этого были вписаны в Библию после захвата Египта Навуходоносором. Потому что Книга Иезекииля пишет вот что:

«Посему так говорит господь Яхве: вот я Навуходоносору, царю вавилонскому даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее… и пойдет меч на Египет и ужас распространится в Эфиопии, когда в Египте будут падать пораженные, когда возьмут богатства его, и основания его будут разрушены. …и пошлю огонь на Египет... …молодые люди Она и Бубастиса падут от меча, а прочие пойдут в плен. И в Тафнисе померкнет день, когда я сокрушу там ярмо Египта, и прекратится там гордое могущество его. Облако закроет его, и дочери его пойдут в плен. …вот я на фараона и сокрушу мышцы его, здоровую и переломленную, так что меч выпадет из руки его. …а мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему мой меч в руку…» (Главы с 29 по 30)

Версия:
Возможно, кочевники запомнили какие-то необычные природные явления и гибель какого-то войска в море и написали нечто вроде, скажем «книги путешествий». После этого уже жрецы объединили рассказы о чудесах с рассказами о побеге из Египта, и добавили в эту историю Моисея.

2. Чудеса Синая.
В пустыне выпала «манна небесная». Птицы упали прямо перед голодными евреями и их можно было брать голыми руками (во второй раз евреи отравились теми же птицами). Моисей ударом посоха добыл воду из камня. Моисей разговаривал с Богом через горящий несгорающий куст. Моисей бросил в воду ветку и вода стала питьевой. Евреи перешли Иордан посуху.

Эти «чудеса» описывают вполне реальные особенности природы этого полуострова. Например, «горящий но не сгорающий куст» — это один из видов тамариска, который выделяет эфирные масла, самовоспламеняющиеся на жаре. Эфир сгорает очень быстро, не принося веткам вреда.

Справка: Тамариск одно из главных священных деревьев шумеров. Известно свыше 75 видов этого дерева и какое именно из них почиталось шумерами точно неизвестно.

Манна небесная — это сладкие выделения в виде шариков от другого вида тамариска. За день человек может насобирать их 1.5 кг, вполне достаточно, чтобы прокормиться. Эти шарики и сегодня продают в Багдаде, и называются они «ман» (lib.ru)

Справка: Манна происходит из тамарискового древа. У египтян он посвящен Озирису, чье тело было скрыто в тамарисковом дереве. У шумеро-семитов посвящен Таммузу и Aнy. Древо Жизни. Тамариск наряду с финиковой пальмой был создан на Небесах.

Переход реки Иордан мог случиться во время обвалов глины. Последний раз такой обвал был в 1929 году.

Можно объяснить и другие чудеса если покопаться. Для жителей Палестины эти природные явления могли сойти за чудеса.

Вопрос: Кому и почему нужно было приписывать эти чудеса Моисею?


XV. Скиния завета


1. Сколько жрецов может содержать маленькое племя, если учесть, что у этого племени уже есть действующий пророк — Моисей, ну и.. допустим, Аарон? От силы человек 10-20. Для охраны, обслуживания и ежедневных богослужений, судя по описаниям размеров шатра и богатого устройства, народу требовалось намного больше.

2. Жрецы Скинии были кочевниками, тогда как евреи в то время (времена «Книги Законов») были уже оседлым обществом. То есть по социальному статусу эти племена отличались. Более того «Книга Чисел» говорит, что Бог не давал левитам никакой земли среди евреев.

3. Глава 29: «И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его… …вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю]; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу. Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями Скинии собрания пред Господом…».

Маленькое племя физически не было бы в состоянии приносить в жертву тельца, двух ягнят и кучу всего мучного каждый день.

4. Глава 25: «Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом… …и положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки»
Глава 28: «Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они»

Спрашивается, откуда у полунищих кочевников столько золота, драгоценных камней и тканей? У Египтян отобрали? Тогда понятно чего фараон за ними так гнался. И что за страсть у Бога ко всему дорогостоящему?

5. Само устройство Скинии и богослужений внутри никак не вяжутся с другими положениями иудейской религии.

6. Содержимое Скинии тщательно хранилось под очень большим секретом. Никто, кроме левитов, не имел права входить в палатку. Его могли даже убить за это. Допустим, что там, на самом деле лежали скрижали Моисея. Тогда непонятно: законы, написанные на скрижалях, знал каждый еврей, а сами камни никакой божественной силой не обладали (Моисей разбил их и не пострадал). Зачем нужно было их прятать? Разве заповеди были выбиты на камне, чтобы их скрывать? Вроде как Моисей при смерти даже приказал во всеуслышание и везде читать эти законы каждые 7 лет.

7. Во время богослужения, внутри Скинии, жрецы использовали «стакти» (30:34).

Справка: Стакти — это самая чистая благовонная смирна, которая свободно течет из дерева без всякого надрезов, тогда как обыкновенная смирна добывается через надрезы, делаемые в коре. Стакти — это смола стираксового дерева. Стираксовое дерево — дерево средней величины, дикорастущее на Суматре, Яве, Малайских островах.

То есть стакти — околоиндийского происхождения.

Вывод:

— Левиты, приаттачившие себя к евреям, обманом сделали себя кастой жрецов (или как-то по другому, но вошли в состав жрецов)
— Позже, левиты переделали Книгу Исхода, вписав себя туда, куда им было нужно.
— Скорее всего, они (левиты-кочевники) пришли в Палестину с территории, которая была рядом с Индией. Потому что после этого, все последующие столетия, индийскими благовониями при богослужении евреи не пользовались. Более того, в последующих Книгах Библии, среди тысячной утвари, которые были в Скинии (позднее в храме) индийские благовония куда-то пропали.


XVI. Книга Левит (Вайикра)

Первая часть этой Книги может быть по смыслу присоединена к предыдущей Книге Исхода. Разделение чисто условное. Главы о Скинии в конце Исхода ничем принципиально не отличаются от первых глав Левита. Опять же, скорее всего, кто-то переделал Пятикнижие позже.

Далее, Левит все время отделяет Аарона и его потомков от народа Израиля и плюс всегда придает Аарону и его людям функции жреческой касты.

«Скажи Аарону и сынам его, чтобы они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых» (22:2)
«Объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым…» (22:18)
«И сказал господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им …» (21:1)

Дальше. Именно в этой Книге, впервые встречаются положения, цель которых — монополизация жрецами духовной стороны жизни.

«Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе. Я Господь Бог ваш» (19:4)
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите …» (19:31)
«Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти…» (20:27)

Если верить Книге Левит, то иудеи всегда поклонялись только богу Яхве и все, кто верил в других богов наказывались со стороны Яхве. Но, во времена Моисея иудаизм был религией политеистической (Книга Судей, Книга Царств и Книга Паралипоменон). Есть немало и других источников. Например, была богиня Анат. Или например данные о том, что израильтяне клялись именем Анат-Яхве (супруги Яхве). Или тот же Баал, переехавший сюда от шумер.

То есть монотеизм внесли сюда уже позже.

Версия:
Левит написан позже Исхода, и судя по претензиям касты жрецов, написан тогда, когда положение этих жрецов стало прочным.


XVII. Числа

Книга начинается с переписи населения, который организовали левиты. Евреев — 603.550, левитов — 22.300 человек.

Кроме этого, в Книге есть места, которые еще раз показывают преимущество левитов в духовной стороне вопросов и об их особом положении среди всех остальных.

«Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (3:10)
«Это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он освятил, чтобы священнодействовать» (3:3)
«Приведи колено Левитов, и поставь его перед Аароном священником, чтоб они служили ему …» (3:6)

Дальше. Если в Исходе действует Моисей, а Аарон только упоминается. То в Левите и Числах ситуация меняется на противоположную. Все физические действия выполняет только Аарон, Моисей только откровения от Бога получает.

Кстати, количество левитов (22.300) говорит о том, что они к этому времени жили рядом с евреями не меньше 200 лет. Потому что для кочевого народа, коими были левиты, 1000 семей уже много. Размножиться от одной тысячи до двадцати двух, (при условии, что постоянно идут войны и плюс кочующий образ жизни) быстрее, чем за 10 поколений (примерно 200 лет) невозможно.

Версия:
К моменту написания книг Левита и Чисел Моисей уже умер и от его имени работал уже Аарон, который неоднократно упоминался как живой.

Справка:

Документальная гипотеза — (англ. Documentary Hypothesis) утверждает, что текст Пятикнижия (первых пяти книг Ветхого Завета) приобрел современную форму в результате объединения нескольких первоначально независимых литературных источников (документов).


XVIII. Абрахам ибн Эзра. Комментарии к Второзаконию.

«За Иорданом и прочее»
«лишь только уразумеешь тайну двенадцати»
«И написал Моисей это учение»
«А ханаанеи тогда были в Стране»
«На горе Яхве явится»
«Вот его ложе, железное ложе»
«ты постигнешь истину»

Источники:
ru.wikipedia.org
logon.org
lib.ru

Через несколько столетий Бенедикт Спиноза сделал расшифровку этих комментариев. Спиноза считает, что ибн Эзра хотел сказать, что Второзаконие — «Элле Гаддебарим» («эти слова»), не могли быть написаны лично Моисеем.

Расшифровка Спинозы:
«За Иорданом» — рассказывающий находится со стороны Палестины, а Моисей никогда этой реки не переходил.

«лишь только уразумеешь тайну двенадцати» — все заповеди и законы Моисея по упоминанию книги были выбиты на 12 камнях, а объем Второзакония намного больше, чем можно уместить на 12 камнях.

«И написал Моисей это учение» — сказано об авторе третьим лицом, а не самим Моисеем. В иудейской традиции не принято говорить о себе в третьем лице.

«А ханаанеи тогда были в стране» — сказано рассказывающим тогда, когда на данный момент ханаанеи жили Иудее. Ханаанеи жили в Иудее несколько столетий после смерти Моисея (Книги Царств)

«На горе Яхве явится» — ошибка ибн Эзры. Под Горой Яхве ибн Эзра скорее всего понимал гору Сион, которая не называлась так во времена Моисея.

«Вот его ложе, железное ложе» — знаменитое железное ложе Ога — царя Васанского царства. (Книга Царств). Это ложе было взято как трофей после победы над Огом. Это событие произошло намного позже смерти Моисея. Моисей не мог знать об этом.


XIX. Левиты

«Повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам» (Второзаконие 35:2)

В Книгах ДО Второзакония много раз говорится, что левиты — кочевники, у которых не было своей земли. Получить города в подарок они могли только если бы заняли очень солидное место в обществе, среди которого проживают. А сделать это в процветающей и сильной стране, у которой нет никаких конфликтов с соседними племенами было бы очень трудно. Такие вещи можно было бы провернуть после возвращения евреев из вавилонского плена. Тогда Иудея только начинала восстанавливаться.

Вообще, слишком много упоминаний о левитах в этих законах. А это может быть только если левиты обработали эти законы.

Например, праздники Пасхи и Кущей. В последующих книгах судей об этих праздниках нет ни слова, а во второй книге царств написано, что Пасха во времена судей не праздновалась. То есть, евреи на несколько сот лет забыли один из главных своих праздников? Ведь это был закон пророка!!!

В книгах Ездры и Неемии говорится, что люди не хотели праздновать праздник Кущей, как просили священники, потому что это было для них чем-то новым. Если это закон от Моисея, то странно, что люди отказывались его выполнять.

Опять напрашивается версия, что большая часть законов принадлежит левитам, а не Моисею.

Дальше. Главы о законах и заповедях (Второзаконие: Главы 12-30). В этих законах почти всегда говорится только о животных, которых можно употреблять в пищу, которых можно есть в пути и на которых нельзя охотиться. Эти законы хорошо подходят скотоводческому племени, а не оседлому народу. Земледельцам важнее раздел урожая, а не охота и путешествия.


XX. Четвёртая Книга Царств

Рассказывает о царствовании разных царей, которые правили иногда всего несколько лет. После Соломона евреи разделились на два фронта: северное Израильское царство (столица Самария), и южное Иудейское (столица Иерусалим). Цари Иерусалима носили титул «сын бога».

В главах 3-13 появляется целитель и пророк Елисей, который творит много чудес странно совпадающих с теми, которые творил Иисус. Например чудо с оживлением ребенка, который был в коме, чудо с воскрешением или чудо с кормлением хлебом. Смерть Елисея тоже сопровождалось чудом — тот, кто умер и кого коснулся труп Елисея, воскрес. Книга рассказывает, что Елисей был советником при царях Ииуя и Иоаса, и делал предсказания на будущее для царя Сирии Азаила.

Еще один важный момент в этой книге. Главы 22-23 рассказывают о царе Иосии, при котором левит Хелкия «нашел» новую версию священных писаний. Что он конкретно нашел не упоминается — все Пятикнижие, или может какую-то часть, точно не известно. И типа после прочтения нового варианта Иосия разорвал свои одежды и провел в Иудее крупную религиозную реформу.

1. Запретил поклонение всем другим богам кроме Яхве, разрушил жертвенники, осквернил храмы, убил жрецов.
2. Узаконил новый вариант Писания (Опять же, всего Пятикнижия или возможно добавил только Второзаконие (???) )
3. Установил (или правильнее будет сказать «восстановил») праздник Пасхи. «Потому что не была совершена Пасха от дней судей, которые судили Израиль, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (23:22)
4. Уничтожил в Иудее всех волшебников и прочих колдунов
5. Запретил жертвы вне храма Яхве

Примерно в это же время древний бог Илия стал считаться не богом, а пророком


XXI. Два сюрприза

Паралипоменон (Первая и Вторая Книги)

У царя Авия I только элитных войск 400 000 человек. У царя Иеровоама — 800 000.
Таких огромных армий в то время не было.

И еще, в древнееврейском подлиннике Паралипоменон (глава 29 стихи 6-8) говорится, что на строительство храма евреи давали Давиду дарики (источник). Дарики — это монеты Дария, который жил на 500 лет позже Давида.


XXII. Книга Иезекииля

Все, что описано в этой книге на самом деле происходило в реальности и подтверждаются другими данными из официальной истории и археологии. Упоминается десятки событий, которые следуют один за другим. То есть предсказать в точности и само действия и его порядок невозможно. Поэтому, можно предположить, что это не какие-то видения пророком будущего, а просто историческая хроника событий, которые уже произошли.

Дальше, книга непонятно пересекается с вставками глав про храм или о законном праве только левитам быть жрецами. Причем про храм рассказывается до мелочей. Такое ощущение, что авторов было двое. Один писал про хронику событий, второй про храм и левитов. Иначе зачем Иезекиилу так подробно предсказывать мелочи в храме? И при чем тут вообще права левитов?

Но, видимо авторов было не два, а три. Время редактирования третьего можно вычислить из этой же книги — это VI век до н. э. В книге говорится про плен евреев в Вавилоне (это VII век) и нападение скифов на Палестину (это VI век). Но этот третий автор ничего не знал про то, что было с евреями после вавилонского плена. И потом, кто-то должне был литературно обработать всё это, тем более это дает возможность вставить что то своё. Например, кто-то третий заменил во всем тексте прошедшее время на будущее. То есть из исторического документа сделал книгу предсказаний.

Вывод: Это была книга исторической хроники Иудеи, которая жрецов левитов не устраивала.


XXIII. Книги Ездры и Неемии

Ездра и Неемия — два священника левита, которые руководили евреями после вавилонского плена.
Ездра восстановил храм, а Неемия восстановил и заселил Иерусалим.

Ездра и Неемия отредактировали Библию и они этого не скрывали.
Например, Ездра ввел закон об отказе от жен из других племен. Заставил евреев выгнать своих жен, которые были из других племен.

Эти ребята первыми стали говорить о празднике кущей. Евреи должны были несколько дней подряд жить в шалашах и не идти домой. Евреи неохотно праздновали этот праздник, скорее всего потому, что он был чем то новым. Возможно этот праздник — изобретение Ездры и Неемии.

Две версии заповедей.
10 заповедей написаны Моисеем?

1) Почему в них утверждается принцип единобожия, который был установлен левитами спустя несколько столетий?
2) Заповеди упоминаются в ВЗ в двух разных вариантах:

В варианте из главы 34 есть комментарии о том, что именно эти 10 заповедей были даны Моисею и именно эти 10 были записаны на скрижалях (якобы взамен тех, которые разбил Моисей)

Первый Декалог (слева) не оправдал себя, потому что он был частью религии, а религией заведовали левиты. Они контролировали «не убий», «не укради» и т.д. Так доконтролировались, что Моисей выбросил эти скрижали и пошел за другими, которые справа. Теперь у левитов есть работа — следить за проведением праздников и литургии. А где же моральные заповеди? Если учесть, что после Моисея наступает эпоха правления судей, то значит эти заповеди ушли в суды.  Если учесть, что еврейский суд — это не троица инквизиторов или кадий, а что-то типа современного суда присяжных, только вместо 12 судей — 70, то всё становится понятным. Гениальность этой системы в том, что через тысячелетия жреческого бреда человечество только сейчас признает ее.


XXIV. Мифы

Слово «миф» сегодня приравнивают к слову «выдумка», «ложь» или в лучшем случае «сказка» но тоже с намеком на то, что это выдумка. На самом деле слово «миф» — это древнегреческое mythos. И переводится как «высказывание» или «рассказ». И когда-то такие рассказы о богах и героях, обычно считались правдивыми историями.

Представители цивилизаций, которые жили до Древней Греции, не особо интересовались историей в современном понимании этого слова. То есть они видели прошлое просто как повторение циклов: день, месяц, год, правление такого-то короля, периоды движения планет и звёзд и т. д. В начале каждого из этих циклов творение обновлялось и время шло заново. Поэтому, для древних составителей мифов, правдивой была космическая история, в которой была создана Вселенная. То есть единственной правдивой историей был миф о сотворении земли, небес и вообще всего живого.

У всех древних цивилизаций есть свои мифы о творении. Тора, Библия и Коран, которые рассказывают о творении Вселенной, всего лишь повторяют более старые истории, которые рассказывались в древнем Египте, Шумере или где то еще, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. Но на самом деле, чем глубже копать, тем больше можно узнать. Потому что каждое последующее поколение не придавало значения тому, что считало невозможной выдумкой и запросто вычеркивало это из содержания мифа и не передавало дальше. Сегодня, например, современная наука отрицает абсолютно всё в мифах.

За творением всегда стоит Высший Разум, который почитался древними, которые называли его по разному. Этот Бог, или Богиня, был Творцом всего. Но кем (или чем) был этот Высший Разум? Как Он/Она сотворили Вселенную и все, что в нем проживает?

Седого Старика с бородой, который сидит где-то на небесном троне можно выкинуть из головы. Это чушь. Вместо этого посмотрим свидетельства древних. Например Египта и Месопотамии. В мифах этих народов, Бог/Богиня — это творящий космос. Он/Она это смерть старого и рождение нового (падение неба и звезд, хаос, отделение неба от тверди, новое рождение Солнца, Луны и все такое). Короче, Бог/Богиня это и есть сам миф о сотворении. То есть, Бог это не личность. Бог — это правдивая история о создании Вселенной.

Далее. Древние почитали Бога под разными именами. Скорее всего потому, что у них были разные языки, разные традиции и разные условия существования. Но за этими разными именами всегда был только Один единственный Бог. Древние хорошо знали это, и увидев современную грызню между иудеями, христианами и мусульманами, долго смеялись бы. Бог не может быть Богом какого-то отдельного народа. Он Бог всего человечества.

Это очень просто для понимания и если это понять, то можно уже прекратить все религиозные споры. Конечно сложно разобраться с некоторыми пунктами несогласия между религиями. Например, Иисус — самозванец, сын Бога или честный пророк? Но чтобы понять суть религий, все эти личности и действующие лица не особо важны.

Есть такой английский исследователь и писатель Алан Ф. Элфорд. Кому интересно, пусть прочтет его мысли. После прочтения, сегодняшние разборки между тремя основными современными религиями будут вызывать только улыбки, а разборки внутри этих религий, вообще покажутся детским лепетом.


XV. Сравнение историй

1. История создания человека

Шумерские Мифы:
Человек создавался не за один присест. Сначала боги создают один вид людей, потом второй, потом третий. Основные виды (расы) людей, создавались не один из другого, а поэтапно, то есть неугодный вид человека попросту вымирал, и создавался новый более пригодный. Последние виды (расы) людей модернизировались. Причина непригодности одного основного вида от другого, неспособность первых к репродукции, то есть к саморазмножению. 300 000 тысяч лет назад был в последний раз модернизирован самый последний вариант человека, способный к репродукции себеподобных.

Авраамические Писания:
История человека начинается с истории сотворения Адама. До Адама люди не заселяли эту планету.

Наука:
Неандерталец — обитал 300 000 — 24 000 тысячи лет назад. Один вид людей постепенно вымирал, а на смену приходил другой вид — более развитый. Одна из причин вымирания одного подвида и появления другого — низкий уровень репродуктивности первых.

Выводы, Вопросы:

Шумерские истории более близки к тому, что мы имеем на сегодня. Почему Писания скрывают жизнеописание человека до того, как появился Адам? Почему одни Писания врут о том, что история человечества начинается от Адама, а другие повторяют ложь первого Писания? Что пытаются скрыть таким образом?

2. История Адама

Авраамические Писания:
Бог создает Адама, потом дарует ему женщину из ребра. Затем Бог хвастается перед ангелами своим творением, которые негодуют по поводу того, что Бог слишком много чести отдает этому созданию. Бог уверяет ангелов, что это создание очень умное и способное, и что ангелы должны поклониться ему. Ангелы соглашаются все, кроме одного. Далее, Бог поселяет их в райском саду, который называется Эдем и запрещает есть плод дерева знаний. Но в один прекрасный день, Адам все таки есть этот плод за что получает наказание в виде изгнания из сада, трудоёмкой жизни и лишения бессмертия.

Шумесркие Мифы:
Адап — один из представителей последнего вида созданных богами людей. Любимчик одного из младших планетарных богов. Этот младший бог обучает Адапу знаниям богов. Это становится известно остальным планетарным богам и они жалуются совету богов о том, что один из них обучает человека знаниям богов. Боги собирают Совет Двенадцати богов. Здесь следует напомнить про 12 колен, про 12 апостолов, про 12 имамов, и даже про 12 присяжных Совет Двенадцати упрекает одного из планетарных богов в том, что тот обучил человека знаниям. Но младший бог старается защитить человека, утверждая, что тот очень умный и способный. В конце концов, глава Совета двенадцати богов решает проэкзаменовать Адапа. Главное условие экзамена: если Адапу сдаст экзамен, то глава Совета даст ему отведать «хлеба жизни» и тем самым подарит Адапу бессмертие, и плюс — назначит человека на пост этого младшего планетарного бога.

Этому богу такой расклад не очень понравился и он решил сыграть по другому. Он советует Адапу, чтобы тот выполнял все поручения Совета богов, кроме совета откушать «хлеба жизни». Так как этот бог всегда помогал Адапу и покровительствовал ему, то Адапу естественно согласился.
Когда Адапу прошел экзамен, глава Совета похвалил его и предложил отведать «хлеба жизни». После неоднократных попыток уговорить Адапу съесть «хлеба жизни» и получив каждый раз отказ, глава Совета разгневался и прогнал Адапу из сада, который назывался Эден со словами:»Возвращайся на Землю и умирай».

Выводы, Вопросы:
«Женщиной из ребра» в шумесркой мифологии была богиня Нинти. Её имя так и переводится «Женщина из ребра», или «Женщина, дающая жизнь». То есть, «Hинти» может означать «женщина из ребра» и «женщина, дающая жизнь». Возможно, древнееврейские племена заменили Hинти Евой, так как Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь». Но второе значение Hинти («женщина из ребра») каким то образом сохранилось в памяти евреев и передавалось следующему поколению. Эта женщина не была женой человека. Это была помощница бога, о котором пойдет речь внизу.
Адам — Адап. Эдем — Эден. Женщина из ребра. У кого то есть сомнения, что речь идет о разных персонажах? Вряд ли.
Итак, по Писаниям, тот, кто советовал Адаму не есть плодов — друг Адама, который желал ему лишь добра. Если верить мифам, этот бог всего лишь подставил Адама перед другими богами сорвав такой выгодный «карьерный» рост Адама.
Почему Люцифер, значение имени которого — «несущий свет» вдруг становится отрицательным персонажем, тогда как тот же Прометей, который тоже нёс свет, всегда был другом людей?
Почему запрещающий отведать плодов знаний, вдруг стал другом, а тот, который хотел, чтобы люди имели знания вдруг стал Змеем искусителем?

Кому было выгодно поменять местами роли и спутать положительных героев с отрицательными?

3. Побег Моисея из Египта

Моисей в детстве попал в дом фараона в корзине, с замазанной крышкой и плывущей по спокойной реке. Стоит отметить, что Моисей «использовал» метод, которым примерно 600 лет до него «воспользовался» аккадский царь Саргон Первый, который тоже попал в царский дом в корзине, с замазанной крышкой и плывущей по спокойной реке.

Далее, Моисей, по ходу жизни зарабатывает себе авторитет принца, со всеми прилагающимися прерогативами.

В один прекрасный день он заявляется к фараону с речами о Едином Боге, которого обязан почитать фараон, взамен тех богов, которые уже почитаются фараоном. Из-за этого у Моисея начинаются проблемы с фараоном и со жрецами, в итоге которой Моисею устраивают нечто вроде экзамена. Здесь стоит отметить, что о Едином Боге говорил также и Эхнатон. Что примечательно, разговоры Эхнатона о Едином Боге как раз попадают на момент зарождения иудаизма, который тоже, по-своему, говорит о Едином Боге.

Итак, Эхнатон, заявляет о Едином Боге и в то же самое время успешно правит Египтом целых 17 лет. Однако, когда о Едином Боге заговорил Моисей, ему решили устроить экзамен, по окончании которого Моисея не допустили даже до духовенства. Почему Моисею устроили экзамен, если его статус принца дает ему автоматическое право быть в духовенстве?

Далее, после «провала» экзамена Моисея из Египта выгоняют. Убегая Моисей забирает из Египта евреев и это становится причиной того, что фараон отправляется за Моисеем во главе всего своего войска.

Затем вся эта история с морем и потопление армии фараона, после чего Моисей успешно организовывает иудейское общество с законом, порядками и налогооблажением и по ходу велит построить Скинию Завета, строительство которой обходится подозрительно дорого:

Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом… …и положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки»
«Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они»

Теперь вопрос: с чего это фараон вдруг решил отправится за какой-то кучкой евреев? Ведь эти самые евреи сами приходили в Египет, когда наступали голодные месяцы. Евреи были кочевниками и у них была договоренность с фараоном о том, что в голодные месяцы они будут проживать на территории Египта, а оплачивать своё проживание будут своим трудом. Евреи вроде как не были недовольны этим обстоятельством. Но вернемся к вопросу. Итак, с чего бы это фараону устраивать погоню за кучкой евреев, которые убежали вместе с Моисеем?

Прочитайте еще раз цитату из Библии. Откуда у бедного кочевого племени евреев столько золота и драгоценностей, о которых говорится в цитате? Не за этим ли богатством погнался фараон? Выходит, Моисей, которому по статусу полагалось и место во дворце и духовный сан, посчитав, что с ним несправедливо обошлись, ограбил фараона и убежал за границу, основывать свое собственное государство.

Кто в этой истории положительный герой, здравомыслящему человеку сказать трудно, однако Писания уверены, что положительным тут является Моисей… ведь он разговаривал с Богом…

4. История наказания

Бог создает Адама и велит ангелам поклонится Его новому творению. Один из ангелов — Сатана — отказывается это делать по причине несовершенства нового творения Бога, и просит у Бога отсрочки до Судного Дня, чтобы доказать Ему свою правоту. Бог даёт отсрочку. Сатана сбивает Адама с толку, Адам нарушает закон, установленный Богом о том, что нельзя прикасаться к плодам дерева знаний, и в наказание Бог изгоняет Адама из Рая, отбирает бессмертие и отправляет жить на Земле до Судного Дня.

Вопросы:
1. Ангелы существа, которые не могут противиться Богу. Бог их создал такими, что они выполняют Его поручения и только. Никакой свободы выбора у них нет. Однако, один из них выходит из под контроля и не слушается Бога. How come?
2. Ангел, который не повиновался приказу поклониться перед человеком, всего лишь был верен клятве, данной тому же Богу о том, что он не будет поклоняться никому, кроме Бога. И тут Бог просит его нарушить эту клятву. И Ангел естественно не повинуется. А вдруг это проверка вшивости со стороны Бога. В итоге, Бог наказывает Ангела за то, что тот был верен своей клятве, данной Ему же. И это справедливость?
3. При уговоре Сатаны и Бога, Сатана просит отсрочку до Судного Дня. Что это за Судный День? Ведь пока не было никого, кто бы мог грешить, за что его можно было бы судить. Как получилось, что Судный день появился ДО первого греха? Бог знал о том, что Его творения небезгрешны? В таком случае Бог заключил с Сатаной заведомо проигрышное пари? Если Он знал заранее, что Адам не выдержит и пойдет на поводу у соблазнов, выходит он врал Ангелам о том, что Его новое творение совершенно и заслуживает того, чтобы они ему поклонялись? И, выходит, Сатана говорил правду.
4. Бог запрещает Адаму прикасаться к плодам дерева знаний, а Сатана — напротив, уговаривает его съесть плоды дерева знаний. Почему тот, кто запрещает человеку иметь знания — друг, а тот, кто хочет, чтобы человек обрел знания — враг? И почему впоследствии Бог называет себя «дающим знание», тогда как изначально Он запрещал прикасаться к плодам дерева знаний?

____________________________________________________

Обсуждение темы шло в портале Disput.az на теме Мифы vs. Религии

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: