Соседи

Когда человек не может достичь поставленной цели, он отчаивается. Сегодня мусульмане переняли это совсем не характерное для них качество.

Заняв свои мысли глобальными идеями, воплощение в жизнь которых практически невозможно, мы забыли, что цель жизни мусульманина – это соотношение хороших и дурных дел, при котором в положенный день чаша весов с добрыми делами должна перевесить другую. Это минимум. Как раз неверие в достижение этой цели – лишь ещё одно «дурное дело», которое ляжет на соответствующую чашу весов в тот самый день. Это в лучшем случае. «…ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (12:87). А ведь есть еще и максимум, при котором нужно избавить себя от совершения дурных дел полностью. Но об этом, при нынешнем положении дел, говорить пока рано.

«Если бы я судил об исламе по мусульманам, я бы никогда не принял ислам» (немецкий дипломат Мурад Хоффман). К сожалению, окружающие нас люди поступают именно так. Они не оценивают наши действия на весах шариата: они его не знают. Общество оценивает ислам согласно нашему поведению.

Построить своё поведение на принципах Ислама – это возможность и обязанность каждого мусульманина. Это и есть исламский призыв.

Что меня как мусульманина выделяет из окружающих людей, далёких от ислама? В чём эти люди видят моё от них отличие? Какой пример я подаю им как человек, следующий Исламу? Какое представление об Исламе сложится у моих соседей, если они сочтут меня образцом мусульманина? Эти вопросы могут поставить в тупик любого. Мусульманин – это небритый мужчина, или закрытая женщина, которые ходят в мечеть. Вот, пожалуй, всё, что отличает нас от других. Всё, что сегодня могут узнать об исламе окружающие.

За упоминанием веры в Коране почти всегда следует призыв к делам: «…которые уверовали и совершали добрые дела…» – повторяется в Коране не раз. Вера мусульманина, которая не выражается в действиях и поведении, теряет смысл. Благодаря вере добрые дела должны стать образом жизни мусульманина. Образом, который должен выделять нас из общества. Однако на деле всё иначе.

Если посмотреть на любого порядочного человека, далёкого от ислама, зачастую можно увидеть, что он лучше нас относится к своей семье, лучше поддерживает отношения с родственниками, более уважаем своими соседями и, в отличие от нас, бескорыстно помогает окружающим. Есть ли образ жизни, более подходящий человеку, чем Ислам? По большому счету, нет. Просто некоторые люди более преданны своим принципам и лучше воплощают их в жизнь, чем мы воплощаем путь, посланный нам Самим Богом. Мы почему-то решили, что поднятого указательного пальца с синхронным произнесением «la ilahha il’Allah» достаточно, чтобы заслужить Рай. Если для наших предшественников ислам был повседневной практикой, то для нас он стал «высокой теорией», которую невозможно претворить в жизнь.

Любой человек так или иначе ежедневно контактирует с окружающими: соседями, родственниками, друзьями, коллегами. Если бы каждый из нас соблюдал права окружающих нас людей, одного этого было бы достаточно, чтобы общество повернулось к исламу и восприняло его. Соблюдение прав соседей, которыми мы пренебрегаем – это сегодня один самых эффективных видов исламского призыва.

Как отреагируют мои соседи, если я вдруг решу переехать? «Как хорошо, что этого странного типа больше здесь не будет! Надеюсь, на его место не придёт такой же», – наверное, так. Наши же праведные предшественники считали соседство благом, несравнимым ни с какими деньгами. Мухаммед часто говорил своим сподвижникам, чтобы они не забывали о своих соседях, когда готовят пищу: «Когда будешь варить мясо, добавь воды, а потом загляни к своим соседям и одели их как положено». Это вовсе не означает, что мы обязательно должны кормить всех в округе. Иногда оказываемое внимание бывает гораздо более важным для укрепления добрых отношений, чем дорогие подарки или помощь.

Относимся ли мы к своим соседям так, как завещал нам Мухаммед? Или мы проходим мимо них, надменно подняв свои головы? Давайте вспомним, как мы встали на путь Ислама. Неужели это произошло оттого, что бородатый сосед, не считающий нас за людей, проходил мимо, гордо задрав голову? Давайте подумаем, следовали ли бы мы Исламу, если бы Бог сделал всех мусульман похожими на нас? Почему бы не вернуть обществу ту мягкость и терпение, которые проявлял пророк, когда призывал к Исламу.

В Коране сказано: «Так поклоняйтесь же Аллаху и сотоварищей Ему не измышляйте. И делайте добро родителям и близким, сиротам и таким, которые в нужде, тому, кто близок к вам и кто от вас вдали, тому, кто дорог вам по дружбе, и страннику (от дома вдалеке), и тем, которыми владеют ваши правы руки. Поистине, Аллах не любит хвастливых и исполненных гордыни; и тех, которые скупятся, и для других предписывают скупость, и укрывают то, что от щедрот Своих им даровал Аллах, — мы уготовили для этих нечестивцев позорные, мучительные кары» (4:36-37).

Однажды, когда для одного из сподвижников Пророка закололи овцу, он стал спрашивать своего слугу: «А дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Я слышал, как Пророк говорил: «Джабраил так долго давал мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу, что я подумал, он включит его и в число наследников».

Если каждый из нас включит в свою повседневную жизнь практику взаимоотношений с соседями, которым учил Мухаммед, мы заинтересуем больше людей, чем используя тот метод, которым мусульмане пользуются сегодня. А ведь это и есть призыв. Это и есть Ислам.

Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: